Первый фильм Сергея Эйзенштейна после пятиминутной буффонады «Дневник Глумова» (1923), который я не стал выделять в отдельное сообщение. «Стачка» — первый фильм революционной трилогии Эйзенштейна, он посвящен крупной забастовке 1903 г. и последовавшей за ней страшной бойней мирного населения.
Эйзенштейн с первого фильма нашёл свой уникальный стиль. Красивые кадры, интеллектуальный монтаж, яркие образы, прекрасная работа с многолюдной толпой. Единственное, Эйзенштейн не нашёл или не захотел искать единое настроение для фильма. Интригующее начало («Бузят ребята») сменяется трагичной смертью ложно обвинённого в воровстве рабочего и драками на заводе. Затем следуют ярко-сатирические кадры «буржуев», смешные шпики с мимикой Игоря Ильинского и совершенно фарсовые провокаторы. И вдруг мрачнейший финал, ужасающий разгром рабочего квартала с убийствами женщин и детей. Несколько странно смотрится всё это вместе в одном фильме.