«Modern Times», 1936. Чаплин смирился с приходом звука

Modern Times 1936 Charles Chaplin
Наконец-то звук пришёл в фильмы Чаплина. Но Чаплин не был бы Чаплиным, если бы просто так смирился тем фактом, что ему пришлось снимать звуковое кино. Он превратил человеческую речь в один из своих инструментов, с помощью которых он раскрывает свои авторские идеи и смешит зрителя. Во-первых, говорят в его фильме только механические предметы: например, радио или микрофон. Во-вторых, единственные слова, произнесённые живым человеком — песня Бродяги в последних кадрах картины — сказаны на гибберише. На слух кажется, что герой говорит на каком-то европейском языке, но на самом деле — это лишь бессмысленный набор звуков.
В «Новых временах» Чаплин борется против модернизации, так как считает, что она ведёт к полному обезличиванию человека и низведению его до уровня винтика в большой машине. Фильм начинается на огромном заводе, в изображении которого можно увидеть множество цитат из «Метрополиса». Бродяга сначала выполняет рутинную и бессмысленную работу на конвейере, а потом становится жертвой дьявольского эксперимента. На нём тестируют машину для автоматического кормления рабочих. Её повсеместное введение поможет сэкономить на обеденных перерывах. Работа Бродяги на заводе заканчивается, когда он попадает в конвейер и заболевает.

Modern Times 1936 Charles Chaplin
Затем Бродяга попадает в множество переделок: случайно возглавляет коммунистическую демонстрацию, попадает в тюрьму, где случайно предотвращает массовый побег. В благодарность его выпускают на свободу. На улицах города Бродяга встречает молодую нищенку (Полетт Годдар) с боевым и задорным характером. Вместе они попадают в полицию, и вместе сбегают. Бродяга устраивается ночным сторожем в крупный универмаг и приглашает туда Девушку, чтобы показать ей красоты жизни. Дальше опять будет тюрьма (Бродяга попадёт туда как соучастник ограбления магазина), опять завод (надо же где-то работать). Наконец, Бродяга и Девушка устроятся на работу в кафе, где раскрывается её талант танцовщицы, и его талант комического певца. Увы, опять приходит полиция, паре приходится убегать из города. В конце фильма они одиноко бредут по загородной дороге, с оптимизмом смотря в будущее. По крайней мере, винтиками они не стали.
В «Новых временах» Чаплину больше всего, на мой взгляд удались начало и конец фильма. В начале он философски смотрит на проблему индустриализации, раскрывая своё мнение в смешных сценах у конвейера и у автоматической машины для кормления. В конце фильма он опять удачно возвращается к теме господства машин над человеком, а затем следует его потрясающий танец с песней в ресторане. В отличие от «Огней большого города» у «Новых времён» нет единой сюжетной линии. Фактически, это набор короткометражек в разных декорациях.
В конце картины можно увидеть весьма символичный последний титр в истории американского кинематографа.

Добавить комментарий