«Henry V», 1944. Уникальный творческий эксперимент Лоуренса Оливье

Henry V 1944 Laurence Olivier
Собственно, полностью режиссёрский дебют Лоуренса Оливье называется «The Chronicle History of King Henry the Fift with His Battell Fought at Agincourt in France». Театральное мышление, лишённое кинематографических шаблонов, позволило великому английскому актёру снять картину с поистине уникальным стилем и экранным пространством. Сразу надо отметить, что авторский текст Уильяма Шекспира сохранён, разумеется, полностью.
Итак, фильм начинается панорамой Лондона XVI века. Камера проносится над городом и останавливается у театра «Глобус». Затем мы становимся свидетелями показа спектакля «Генрих V» во времена Шекспира! Оливье показывает нам все аспекты постановок того времени, от закулисной суеты и реакции лондонской публики до забытых текстов и костюмов и дождя, потоками проливающегося на сцену театра, который, как известно, не имел крыши. Посмотрев на аудиенцию французских послов, на общение друзей Фальстафа, зритель прямо через занавес попадает сначала в порт, а потом вместе с английской армией высаживается во Франции.

Henry V 1944 Laurence Olivier
Сцены во Франции сняты ещё более оригинально, чем начало фильма. Оливье стилизует изображение под батальную живопись XVI в., а французские замки и двор Карла VI (Гаркуа Вильямс) сняты в стиле средневековой миниатюры. С обратной перспективой и людьми, ростом с крепостную стену! Фантастическая находка режиссёра ещё больше погружает зрителя во времена Столетней войны.
Затем картина неожиданно переходит в реалистическое русло. Ночь перед боем и сама битва при Азенкуре сняты без всяких предыдущих условностей. Очень смело Оливье снял монолог Генриха в ночь перед боем. Оливье неподвижно сидит у ночного костра, а достаточно длинный монолог идёт закадровым текстом. Такой великий актёр может себе это позволить. Рыцарская массовка в самой битве хороша, но во-первых, битва получилась слишком короткая, а во-вторых, Оливье зачем-то увлёкся крупными планами лошадиных зубов.
Завершается фильм объяснением в любви на двух языках и свадьбой Генриха и Екатерины Валуа (Рене Эшерсон). Королевская чета подходит к трону, крупный план и… Екатерина превращается в переодетого юношу, а зрители снова оказываются на сцене «Глобуса».
Фантастическая постановка Шекспира с прекрасной актёрской игрой (даже не знаешь, кого выделить, хорошей актёрской игры как главных, так и второстепенных персонажей в фильме очень много).

Добавить комментарий