«Scarlet Street», 1945. Нуар маленького человека

Scarlet Street 1945 Fritz Lang Edward Robinson
После успеха нуара «Женщина в окне» Фриц Ланг ставит с тем же актёрским состав нуар «Улица греха». Здесь Ланг погружается в пучину души «маленького человека», обнажая самые тёмные её стороны. Фильм очень близок по духу произведениям классической русской литературы.
Главный герой фильма — кассир Кристофер Кросс (Эдвард Робинсон). У него безупречная репутация на службе, жена и нет никаких вредных привычек. День он проводит на работе, а по вечерам втайне от всех пишет дивительные картины в стиле примитивизма. Его жена Адель (Розалинд Айван) помыкает своим мужем. Так бы и жил Кристофер тихой скромной жизнью, если бы не случайно знакомство с роковой красавицей Китти Марч (Джоан Беннетт). ОН очень застенчив. Неожиданно для себя самого Кристофер, во-первых, влюбляется, а во-вторых, представляется художникам. Китти и её любовник Джонни (Дэн Дурэя) — человек слабохарактерный и порочный — решают использовать Кристофера, когда случайно узнают, что его картины представляют ценность. Картины, кстати, в фильме действительно хорошие. Китти снимает отдельную квартиру, прикидывается для Кристофера одинокой женщиной и выпрашивает у него картины, чтобы продавать от своего имени.

Scarlet Street 1945 Fritz Lang Edward Robinson
Общение с Китти совершенно преображает Кристофера. Самое главное — Кристофер похищает ради Китти деньги из кассы своего предприятия. Он начинает верить в себя, у него портятся отношения с женой, которая всегда относилась к его хобби крайне пренебрежительно. Доходит до того, что Адель начинает боятся Кристофера. Замечательна сцена, в которой Кристофер в фартуке огромным ножом режет салат и делает движение в сторону жены, которая в ужасе отскакивает. Адель повезло заранее увидеть того демона, который проснулся в тихом, скромном Кристофере. Адель бросает Кристофера. Кристофер собирается переехать к Китти, но Китти рассказывает ему всю правду о том, что она безумно любит Джонни, а Кристофера использовала. Кристофер безжалостно убивает свою любовь ножом для колки льда. Но в убийстве обвиняют любовника Китти. Его вешают, а Кристофер сходит с ума и становится бездомным. Картины Кристофера встречаются в галереях под именем Китти.
Ланг снял интересный жестокий нуар. Немногие фильмы этого направления делают такой сильный акцент на психологических переменах, которые происходят в герое после знакомства с роковой женщиной. Кристофер меняется постепенно. Начинает с лжи Адель, потом ворует, а доходит до убийства, за которое казнят невиновного. Джонни несколько примитивен, Джоан Беннетт играет получше, а сам Эдвард Робинсон великолепно справился своей ролью. Актёр, сделавший себе имя в 1930-х на ролях жестоких гангстеров глубоко передал трагедию маленького человека, которого угораздило заниматься не тем делом, и жениться не на той женщине. Очень некрасивый, он только во второй половине жизни познал любовь. Бесконечно трогательны его полные скорби глаза и большой рот, раздвигающийся в заискивающей улыбке.
Фильм очень близок по духу к произведениям Гоголя и Достоевского. В финале «Улицы греха» встречается отсылка к первой сцене «Крейцеровой сонаты» Толстого. В фильме многовато времени отведено парным сценам Кэтрин с любовником при том, что их отношения почти не эволюционируют.
«Улица греха» формально является ремейком фильма Жана Ренуара «Сука». На деле, когда два серьёзных режиссёра берутся за один и тот же сценарий, получаются совершенно разные фильмы. Герои Ренуара выросли из балагана, это изменившиеся Пьеро, Арлекино и Коломбина, действующие в рамка карнавальной культуры, с жестоким юмором переворачивающей все жизненные ситуации сверху вниз. Работа Фрица Ланга — мрачная трагедия, черпающая свои корни, в частности, в русской классической литературе. Ланг не просто не сочувствует своим героям, он с сардонической ухмылкой вытаскивает наружу и рассматривает под разными углами демона, который дремлет в любом человеке. Сравнения двух финалов достаточно, чтобы увидеть ту пропасть, которая разделяет утончённого француза и мизантропичного немца.
Что касается неизбежного сравнения с картиной «Женщина в окне», обладающей тем же актёрским составом и схожей фабулой, то в «Улице греха» серьёзнее актёрская работа, особенно это касается Эдварда Робинсона. Для этого актёра «Женщина в окне» выглядит своеобразной разминкой. В «Женщине в окне» лучше сценарий — он более цельный и гладкий. Зато в «Улице греха» гораздо более серьёзная и мрачная атмосфера, интереснее выстроен финал, да и живопись, которая появляется в кадре смотрится привлекательнее.

Добавить комментарий