«Джентльменское соглашение» — лучший фильм 1947 года по мнению Американской киноакадемии. Элиа Казан снял очень острую бескомпромиссную социальную драму о процветающем в США после войны антисемитизме. Это первый фильм, настолько глубоко исследующий данную тему. Влиятельные продюсеры пытались не дать «Джентльменскому соглашению» увидеть свет, так как боялись ворошить осиное гнездо, которое представляло из себя послевоенное общество. Этот страх нашёл отражение в фильме.
В центре повествования находится талантливый репортёр Филип Грин (Грегори Пек). Он вдовец с маленьким сыном, приезжает в Нью-Йорк к своей матери. Для знакомого издателя Джона Минифи (Альберт Деккер) Филип соглашается написать ряд очерков об антисемитизме. Привыкший писать статьи на собственном опыте, Филип, пользуясь тем, что в Нью-Йорке он человек новый, решает продолжительное время выдавать себя за еврея. Этот смелый и мужественный поступок будет дорого обойдется Филипу. Отказ в обслуживании в дорогой гостинице или издевательства над его сыном он перенесёт спокойно. Но от Филипа уйдёт любимая женщина Кэти (Дороти МакГир). Она не выдержит такой принципиальности своего избранника. Кэти не считает себя антисемиткой, ей жалко евреев, но она против такой позиции. Зачем в кругу друзей продолжать называть себя евреем? Вернётся к Филипу Кэти только после серьёзного разговора с его другом Дейвом Голдманом (Джон Гарфилд) — настоящим евреем. Он объясняет её позицию Филипа, который считает, что каждый молчащий во время проявления антисемитизма, сам становится антисемитом.
Казан снял фильм в максимально простой и бытовой манере, чтобы сосредоточится на острой социальной проблеме и в эпизодах раскрыть жуткое положение евреев в США. Смелый для маккартистской Америки фильм стал причиной вызова части съёмочной группы на Комиссию по расследованию антиамериканской деятельности. Евреи, как и коммунисты, считались в те годы врагами страны, что привело к чистке в Голливуде, бойкоту или изгнанию из страны ряда талантливых деятелей киноискусства от Орсона Уэллса до Чарли Чаплина. Джон Гарфилд (настоящая фамилия Горфункель) после двух допросов был внесён в чёрный список. преследование актёра привело к смертельному инфаркту в 39 лет. Элиа Казан на допросах Комиссии через пять лет после выхода фильма откупился от преследования, сдав своих соратников по компартии. Этот поступок часть Голливуда не простила ему до самой смерти. Перед вручением Казану в 1999 г. почётного «Оскара» в кинематографических кругах шла бурная дискуссия на тему гения и злодейства.