Сюжет «Психоза» насыщен резкими неожиданными поворотами, поэтому во время съёмок режиссёр до последнего скрывал финал, и запретил пускать опоздавших зрителей в кинозалы. Ещё Хичкок до начала съёмок выкупил максимальное количество экземпляров первоисточника — романа Роберта Блоха. Таким образом становится очевидно, что не стоит разглашать сюжет дальше фабулы — находящаяся на краю молодости женщина Марион Крейн (Джанет Ли) устала от любовных встреч в обеденное время и хочет выйти замуж за своего любовника Сэма Лумиса (Джон Гэвин). Сэм же пока не готов взять на себя такую ответственность, поскольку имеет множество долгов, с которыми расплатиться лишь через два года. Тогда Марион в странном порыве крадёт у своего работодателя сорок тысяч долларов и, замирая от страха при виде каждого полицейского, уезжает прочь из города, столкнувшись на выезде со своим начальником…
Фильм «Психоз» был смелым экспериментом. Хичкок намеренно снял низкобюджетный ужастик, увидев их хорошую окупаемость в кинотетарах. Разумеется, из-под руки мастера вышел шедевр на все времена, многократно себя окупивший и ставший практически недосягаемым эталоном в своём жанре. «Психоз» Хичкок делал со своей неизменной командой. Мрачную чёрно-белую картинку почти в нуарной стилистике снял Джон Расселл. Для достоверности он использовал исключительно пятидесятимиллиметровый объектив, максимально приближенный к углу человеческого зрения. Заставку и некоторые раскадровки нарисовал Сол Басс, а построенный на одних только струнных саундтрек написал Бернард Херрманн. Джорджу Томазини, постоянному монтажёру Хичкока принадлежит мастерски смонтриованная сцена убийства в душе — одна из самых знаменитых сцен мирового кинематографа, растасканная на цитаты и выросшая, кстати, из почти аналогичный сцены в «Седьмой жертве» Марка Робсона. Хичкок также добился от своей труппы прекрасной актёрской игры, несмотря на отсутсвие звёзд первой величины. Это постоянная актриса мэтра Вера Майлс в роли сестры Марион, Джанет Ли, Джон Гэвин, великолепный Энтони Перкинс в роли хозяина мотеля Нормана Бейтса и Мартин Балсам в роли детектива, идущего по следу Марион.
Великолепный фильм, играющий со зрителем, сбивающий его со следа, обволакивающий сгущающейся от кадра к кадру преступной атмосферой, наталкивающий на достаточно жёсткие морализаторские размышления, с цензурной точки зрения был весьма смелым, способствовал обновлению кинематографа и нанёс удар по кодексу Хейса. Строгость американской цензуры видна уже по тому факту, что «Психоз» — первый американский фильм, в котором был продемонстрирован унитаз. Впрочем, нельзя не отметить, что пресловутый кодекс Хейса редко мешал подлинным мастерам кинематографа.