Главным героем фильма Дино Ризи «Трудная жизнь» является журналист Сильвио Магноцци (Альберто Сорди). В годы войны он был в партизанском отряде. Когда он скрывался от немцев на старой мельнице, у него начался роман с дочерью хозяев — Еленой (Леа Массари). Вскоре Сильвио бросил её ради своих боевых товарищей. После войны Сильвио вернулся в Рим, к журналистике, писал политически острые статьи. Как-то оказался в местах, где встречался с Еленой, зашёл к ней, и несмотря на первоначальное её отторжение, увёз Елену к себе в Рим, в однокомнатную клетушку. Жили они бедно. В день референдума им повезло попасть на аристократический ужин. Узнав об отмене монархии, аристократы разбрелись горевать и дали возможность молодым людям наестся (до этого им отказали в кредите в двух тавернах). Даже бедность не позволила Сильвио поступиться принципами и принять крупную взятку от промышленника Браччи, которого он обвинил в коррупции. Вскоре Елена забеременела, а Сильво как раз угодил в тюрьму за участие в беспорядках по случаю смерти Тольятти.
Пока Сильвио сидел, мать Елены договорилась, чтобы его не брали в газету и заставила его учиться на архитектора. Сильвио завалил экзамен и сильно напился. Елена, уехала к матери в деревню и завела себе богатого ухажёра. Два года Сильвио сидел без работы и пытался пристроить свой автобиографический, но нецензурный по политическим соображениям роман. Лишь найдя унизительную работу личного секретаря у Браччи и поступившись принципами ради денег, он сумел вернуть Елену. Когда же Елена увидела, как Браччи издевается над её мужем, она огорчилась и поняла, что деньги такой ценой им не нужны. Сильвио на крупном приёме сбрасывает Браччи в бассейн и под руку с Еленой покидает виллу.
В этой блистательной ироничной комедии Дино Ризи под игривую музыку за два часа показал практически всю историю политических и социальных проблем послевоенной Италии на примере жизни твёрдого пассионария, убеждённого коммуниста Сильвио. Он всю жизнь ведёт борьбу за свои идеалы, и до последнего не собирается идти на компромиссы с собой и своей странной семьёй. Неусидчивому Сильвио всё время надо кому-то что-то доказывать, даже ценой потерь в личной жизни. В отличие от своего друга, быстро сдавшегося, он лишь в самом конце фильма пошёл на денежную, но унизительную работу и поступившись вечными принципами попытался стать добропорядочным буржуа. До фарсового финала кажется, что Сильвио переболел юношеским коммунизмом. Но последняя сцена обнажает неприемлемость меркантильного приспособленчества даже в интересах своей семьи.
Яркая комедийная игра Альберто Сорди превращает фильм в череду блестящих сатирических эпизодов, включая странный ужин среди аристократов, экзамен, на котором неуч Сильвио апеллирует к своему участию в сопротивлении, последовавшая пьяная попытка объясниться с Еленой («Разве можно рассчитывать на любовь и понимание женщины, которая хладнокровно размозжила голову человеку, хоть и немцу, утюгом!») и попытка пьяного Сильвио пробиться в закрытый ресторан и отбить жену у богатого ухажёра. На откровенный фарс фильм скатывается лишь в заключительной сцене, что смотрится вполне уместным.