«Детство Горького», 1938. Первая часть трилогии М. Горького

Детство Горького 1938 Марк Донской
Автобиографичесию трилогию МАксима Горького доверили экранизировать Марку Донскому. Первый фильм охватывает жизнь Алёши Пешкова до ухода из дома «в люди». Донской собрал неоднородный актёрский состав. С одной стороны, в фильме задействованы мощные актёры, как Варвара Массалитинова (бабушка Акулина Ивановна), Михаил Трояновский (дедушка Василий Васильевич), Василий Новиков и Александр Жуков (дядья Яков и Михаил). С другой стороны, вызывают нарекания исполнитель главной роли — Алексей Лярский и актриса, сыгравшая мать героя — Елизваета Алексеева. Алексеева не отличается выразительностью и не очень соответствует описанию матери в книге. Алексей Лярский обладает удивительно яркой и узнаваемой пионерской внешностью, которая вступает в противоречие с окружающей обстановкой и целями фильма. Он похож на молодого Горького, это несомненно, но актёр он слабый, его игра «видна». Впрочем, им и не уделяется достаточно много экранного времени, по крайней мере, в первой половине фильма. Михаил Трояновский создал лучший образ в картине — богатого красильщика, который своими руками сколотил себе состояние и постепенно сходит с ума, наблюдая, как его деньги пропивают два сына: дураки и садисты.

Детство Горького 1938 Марк Донской
Разумеется, Донскому удалось воссоздать атмосферу быта девятнадцатого века. В тридцатые годы это умели делать без фальши, что не удивительно. Массалитинова, например, всего на десять ет моложе самого Горького. При этом общая кинематографическая стилистика тридцатых и чёрно-белая плёнка прощают даже простенькие студийные задники, которыми кое-где подменяют натуру, и которые, к сожалению, бытовали в отечественном кинематографе до конца шестидесятых годов. Фильм снят, как иллюстративный, поэтому повествование состоит из череды выбранных из книги эпизодов, которые иногда не связаны прямо друг с другом. Но при этом всё равно выполняется сверхзадача авторов: собрать воедино множество факторов, которые повлияли на становление личности будущего писателя. Первая часть фильма гораздо более выразительна с точки зрения быта и актёрской игры. Ближе к концу исчезает большая часть персонажей, сильнее ощущается влияние господствующей идеологии.

Добавить комментарий